Previous Entry В избранное Поделиться Next Entry
Третья авиабаза Су-25СМ
alexeyvvo
        Давненько собирал информацию по модернизации Су-25СМ, наконец-то дошли руки как-то систематизировать.
        Как известно из открытых источников, первые четыре Су-25СМ были модернизированы в 2002-2004 годах на 121 АРЗ в подмосковной Кубинке, поступив для испытаний и эксплуатации в ГЛИЦ и Липецком авиацентре. После прохождения испытаний перечень проводимых доработок был утверждены для серийной модернизации.


Первый модернизированный Су-25СМ
Фото: Евгений Волков / russianplanes.net     

  Данных о заключенных контрактах на модернизацию в 2006-2007 годах в сети найти не удалось, в 2008 году на официальных сайтах государственных закупок было объявлено три открытых конкурса на капитальный ремонт с модернизацией самолетов Су-25:
  • от 23.01.2008 на модернизацию в 2008-10 годах 22 самолетов Су-25 (номер извещения 127/08/1/04, лот №7), в том числе в 2008 г. – шесть самолетов, в 2009 и 2010 г. – по восемь самолетов;
  • от 18.09.2008 на модернизацию в срок до 25.11.2009 г. двух самолетов Су-25 зав. номера 10140 и 10179 (номер извещения 080918/010125/10, лот №5);
  • от 28.10.2008 на модернизацию в срок до 30.06.2009 г. трех самолетов Су-25 (номер извещения 081028/010125/18, лот №19).

          По итогам конкурсов были заключены со 121 АРЗ следующие государственные контракты:
№218/6/37 от 14.03.2008 с 121 АРЗ на модернизацию 22 самолетов в 2008-2010 годах на сумму 1 117,6 млн. руб.;
№238/6/216 от 5.11.2008 с 121 АРЗ на модернизацию 2 самолетов в 2009 году на сумму 98,9 млн. руб.;
№239/6/55 от 17.12.2008 с 121 АРЗ на модернизацию 3 самолетов в 2009 году на сумму 153 млн. руб.

          Об исполнении контрактов удалось найти следующее. В течение 2006 года на заводе были сданы 6 серийно доработанных штурмовиков. В 2007 году, согласно данным годового отчета 121 АРЗ, было модернизированно шесть самолетов, в 2008 году - уже восемь, а в 2009 году – 13. Первой строевой частью, получающей модернизированные самолеты, стал 368-й ошап из Буденновска (ныне авиагруппа 6972-й авиабазы Южного военного округа). Сообщалось о перевооружении на Су-25СМ двух эскадрилий (т.е. 24 самолетов), судя по споттерским снимкам к настоящему времени Буденновск получил большее количество штурмовиков: в сети есть фото Су-25СМ с бортовыми в диапазоне с 01 по 28, исключая 03,09,11,13,22,24.


Первые серийно модернизированные Су-25СМ
Фото: Евгений Ерохин / missiles.ru

          Данных о количестве модернизированных Су-25 в 2010-2011 годах отчеты 121 АРЗ, к сожалению, не содержат. По всей видимости, начиная с 2009 года Су-25СМ начали поступать на авиабазу в приморскую Черниговку.
          Год назад было объявлено о проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту с модернизацией самолетов типа Су-25 в вариант Су-25СМ в количестве 36 единиц. По итогам размещения заказа 7 ноября 2011 года был заключен контракт на эти работы с ОАО "Авиаремонт". Стоимость работ по контракту составила 4,6 млдр. руб. (то есть по 125 млн. руб. за один борт в 2011 году и по 130,9 млн. руб. - в 2013 г.). Условиями контракта предусмотрен ремонт восьми штурмовиков до конца 2011 года, 16-ти - в 2012 году, и 12 - в 2013 году. Работы по модернизации должны выполняться в соответствие с ТУ 81.М.004.998-СМ, которыми предусмотрено, что образцом для изготовления модернизированных самолетов Су-25СМ является самолет Су-25 № 25508110219. Первый доработанный по данному контракту Су-25СМ должен стать уже 44-м модернизированным самолетом, получившим индекс Су-25СМ-44.
          Кстати, 43-й Су-25СМ (зав. №10380) можно было наблюдать на праздновании дня ВВС в Хабаровске в прошлом году.

Фото отсюда
       
          Таким образом, с учетом данных отчетов 121 АРЗ и аукционной документации можно предположить, что в 2010 г. завод передал шесть Су-25СМ (с 38 по 43-й). По всей видимости, Су-25СМ-43 стал завершающим для первой эскадрильи в Черниговке, в которой самолеты получили бортовые номера с 50 по 61 (фото некоторых из них можно посмотреть у меня в журнале и у smitsmitty). Замеченные в этом году в Черниговке самолеты с бортовыми номерами 03,05,06,07,10, возможно, были переданы после модернизации уже по новому контракту в конце прошлого года.

Фото: smitsmitty

        Начиная с этого года модернизируемые самолеты по контракту 2011 года получают новую серую ливрею. Первым из них в марте в Кубинке был замечен штурмовик с бортовым номером "02"

Фото: Евгений Волков / russianplanes.net

Затем последовал №11

Фото: Александр Мартынов / russianplanes.net

Этот самолет и замеченный в Кубинке чуть позже №14 поступили в эксплуатацию в Черниговку.

Фото: Александр Ефименко / russianplanes.net

Этот борт был представлен на выставке авиатехники, проходившей в августе в Хабаровске и посвященной 100-летию ВВС. Судя по маркировке на фюзеляже он имеет заводской номер №10501 и является 55-м модернизированным Су-25СМ.

Фото: Вячеслав Бердюгин / russianplanes.net

На праздновании 100-летия ВВС в Жуковском в августе этого года отметился 56-й Су-25СМ, имеющий заводской номер 10393.

Фото: Владимир Тараканов / russianplanes.net

В это же время в Кубинке был замечен Су-25СМ-57 07 красный №10468

Фото: pfc-joker / fotki.yandex.ru
       
       Поскольку самолеты с бортовыми номерами 06 и 07 уже есть и в Буденновске, и в Черниговке, возникло логичное предположение о переоснащении на Су-25СМ третьей авиационной базы. Предположение оказалось верным: 20 сентября Минобороны объявило тендер на поставку СНО, КПА, СНК для эксплуатации самолетов Су-25СМ (УБМ), а 1 октября - на поставку специализированного тренажера боевого применения самолета Су-25СМ - СТБП-25СМ. Местом поставки в первом аукционе указана в/ч 40491-Б, находящаяся в г. Приморско-Ахтарск, во втором - в/ч 40491 из Крымска. По всей видимости, переоснащаться на Су-25СМ будет все же авиагруппа крымской авиабазы, базирующаяся в Приморско-Ахтарске.


как всегда, очень интересный материал, спасибо!
BMPD именует машины по контракту 2011 года Су-25СМ2, хотя в документах этой двойки нет (http://bmpd.livejournal.com/185276.html).
Не попадалось ли Вам такое обозначение?

Спасибо. Нет не попадалось. Хотя в сети ходят и Су-25СМ2, и Су-25СМ3

Вы читаете alexeyvvo